**
Диаметр и давление задвижек
**
Задвижки являются одними из самых важных компонентов трубопроводных систем, предназначенных для управления потоком жидкости или газа. Их диаметр и давление являются двумя ключевыми параметрами, которые необходимо учитывать при выборе задвижки для конкретного применения.
**
Диаметр задвижек
**
Диаметр задвижки относится к внутреннему диаметру (DN) прохода, по которому протекает среда. Он выражается в миллиметрах (мм) или дюймах («). В Российской Федерации и большинстве стран СНГ диаметр задвижек измеряется в миллиметрах, в то время как в США и некоторых других странах чаще используется дюймовая система измерения.
Выбор правильного диаметра задвижки имеет решающее значение для обеспечения оптимальной работы трубопроводной системы. Слишком большой диаметр может привести к потере давления и неэффективному протеканию среды, а слишком маленький диаметр может ограничить поток и привести к высокому перепаду давления.
**
Расчет диаметра задвижки
**
Диаметр задвижки рассчитывается на основе скорости потока среды, потерь давления и поправочных коэффициентов для конкретного типа среды. Расчет может быть проведен с использованием следующей формулы:
«`
DN = SQRT((4 * Q) / (V * π * ΔP)) * K
«`
где:
* DN — диаметр задвижки, мм
* Q — расход среды, м³/с
* V — скорость потока среды, м/с
* ΔP — допустимый перепад давления, Па
* K — поправочный коэффициент для типа среды
Поправочные коэффициенты для различных сред приведены в соответствующих стандартах.
**
Стандартные диаметры задвижек
**
Задвижки выпускаются в стандартных диаметрах, которые регламентируются в ГОСТ 9698-86 и других стандартах. В зависимости от типа задвижки стандартные диаметры могут варьироваться от 15 мм до 3000 мм и более.
**
Давление задвижек
**
Давление задвижки относится к максимальному рабочему давлению (PN), которое она может выдержать без ущерба для своей функциональности. Давление выражается в килопаскалях (кПа), барах (бар) или фунтах на квадратный дюйм (psi).
Выбор задвижки с правильным давлением имеет решающее значение для обеспечения безопасности и надежности трубопроводной системы. Задвижка, рассчитанная на слишком низкое давление, может не выдержать рабочее давление и выйти из строя, что приведет к утечкам или даже разрыву трубопровода.
**
Классификация задвижек по давлению
**
Задвижки классифицируются по давлению на следующие группы:
* **Низкого давления:** PN до 1,6 МПа (до 16 бар)
* **Среднего давления:** PN от 1,6 МПа до 2,5 МПа (от 16 бар до 25 бар)
* **Высокого давления:** PN от 2,5 МПа до 6,3 МПа (от 25 бар до 63 бар)
* **Сверхвысокого давления:** PN от 6,3 МПа до 100 МПа (от 63 бар до 1000 бар)
**
Стандартные давления задвижек
**
Задвижки выпускаются в стандартных давлениях, которые регламентируются в ГОСТ 3325-85 и других стандартах. В зависимости от типа задвижки стандартные давления могут варьироваться от PN 0,1 до PN 400 и более.
**
Список диаметров задвижек
**
**
Стандартные диаметры задвижек, мм
**
| Ду Nominal Size, мм |
|—|—|
| 15 |
| 20 |
| 25 |
| 32 |
| 40 |
| 50 |
| 65 |
| 80 |
| 100 |
| 125 |
| 150 |
| 200 |
| 250 |
| 300 |
| 400 |
| 500 |
| 600 |
| 700 |
| 800 |
| 1000 |
| 1200 |
| 1400 |
| 1600 |
| 1800 |
| 2000 |
| 2200 |
| 2400 |
| 2600 |
| 2800 |
| 3000 |
**
Список давлений задвижек
**
**
Стандартные давления задвижек, Па
**
| PN Nominal Pressure, Па |
|—|—|
| 0,1 |
| 0,25 |
| 0,4 |
| 0,63 |
| 1,0 |
| 1,6 |
| 2,5 |
| 4,0 |
| 6,3 |
| 10,0 |
| 12,5 |
| 16,0 |
| 20,0 |
| 25,0 |
| 32,0 |
| 40,0 |
| 50,0 |
| 63,0 |
| 80,0 |
| 100,0 |
| 125,0 |
| 160,0 |
| 200,0 |
| 250,0 |
| 300,0 |
| 350,0 |
| 400,0 |